#ЖКХменяется
17/05/2211:31
Главная / Новости / Последние новости ЖКХ

Последние новости ЖКХ

11 мая 2022 г.#ЖКХменяется
Эксперты "ЖКХ Контроль" рассказали о стоимости коммунальных услуг и капремонте
В этом году мы ожидаем плановое повышение тарифов на коммунальные услуги на 4%. Хватит ли этих денег отрасли или ожидать большего повышения? А может быть, наоборот лучше заморозить тарифы, чтобы не было кризиса неплатежей? Сергей Сохранов: От идеи заморозить рост тарифов на ЖКУ, слава богу, правительство давно отказалось. При инфляции, подорожании энергоносителей, стройматериалов цены не могут стоять на месте. Если мы замораживаем тарифы, мы снижаем отчисления на аварийное обслуживание, возможность модернизации оборудования. Ожидать дополнительного роста тарифов, исходя из того, что говорят в правительстве, не стоит. Хватит ли 4%? Тоже нет. Даже не из-за того, что индексация меньше инфляции. Изначально тарифы преследовали не экономические, а, скорее, социальные цели. Они сразу были ниже экономически обоснованных. Если этих средств не будет хватать, на чем будут, в первую очередь, экономить коммунальные организации? Сергей Сохранов: На заработной плате вряд ли сэкономишь, это святая статья. Возможно, будет снижаться количество уборок, расходов материалов, которые используются при ремонте, будут использоваться более дешевые материалы. Возможно, за счет сокращения персонала и оптимизации расходов на зарплату. Андрей Костянов: 4% - это среднее изменение тарифов на коммунальные услуги (горячую, холодную воду, отопление, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение). Обоснованность повышения тарифа проверяется ФАС. Но это не говорит о том, что каждая коммунальная услуга может подорожать максимум на 4%. Одна услуга может повыситься на 2%, а другая на 6%. И в среднем будет 4%. Это дает возможность, увеличивая один тариф чуть больше, направлять дополнительные средства на модернизацию коммунальной инфраструктуры, дозакупку оборудования. Многие спорят с этим, предлагают уйти от предельных индексов. Но вот характерный пример, почему система эффективна. В 2015-2016 году в Ижевске каждый день зимой рвались трубы. Что ни день, мы слушали новости о том, что в Ижевске прорвало очередную трубу. Что сделано? Был больше, хотя в целом в рамках предельного индекса, изменен тариф на отопление. Например, на электроэнергию рост составил 0%, а по отоплению 6-8%. Это дало возможность привлечь дополнительные средства и провести модернизацию. В 2020 году действовал мораторий на пени по задолженности за коммунальные услуги. Сейчас их решили считать по ключевой ставке начала февраля. А мораторий на пени в этот раз не обсуждался? Сергей Сохранов: Не обсуждался и не дай бог, его введут. Если я потребил коммунальный ресурс, то должен за него заплатить. А если у нерадивого потребителя не будет ощущения ответственности за неплатеж, то, боюсь, это приведет к увеличению неплатежей. Так было в 2020 году? Сергей Сохранов: Не могу сказать, что был валовый рост неплатежей. Но такие случаи были. Люди поняли, что с этим можно подождать, долг накопить и как-нибудь он потом рассосется. А когда мораторий закончился, столкнулись с тем, что накопленная задолженность настолько большая, что расплатиться за нее здесь и сейчас просто невозможно. Наш читатель спрашивает, кто сейчас должен заниматься заменой прибора учета - житель или ресурсоснабжающая организация? И можно ли платить по нормативу, если человек не может заниматься заменой прибора учета? Сергей Сохранов: В пандемию было постановление, которое говорило, что при истечении межповерочного срока вы все равно можете передавать показания приборов учета. Сейчас подобных мораториев нет. Счетчики меняются, как обычно. Платить по нормативам можно - не передавайте показания приборов. Три месяца вы будете платить за потребление по средним показаниям, а затем вас автоматически переведут на оплату по нормативу. Только не забывайте, что так же автоматически прибавится повышающий коэффициент 1,5. Норматив, как правило, больше, чем реальное потребление, а с повышающим коэффициентом однозначно больше. Семья из трех человек в Москве потребляет 12-15 кубометров холодной воды. А по нормативам и с коэффициентом нужно платить 30 кубометров. Обязана ли управляющая компания предоставить жильцу информацию о задолженности за 2019 год, которая давно погашена, и о причинах начисления огромных пеней за 3 года? Сергей Сохранов: Собственник жилья имеет право обратиться в управляющую компанию с заявлением о предоставлении информации о начислениях, чтобы определить причины появления задолженности и начисления пеней. Это регламентировано подпунктом "д" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах. Срок ответа на это обращение гражданина не может превышать одного месяца со дня подачи обращения. Энергоэффективный ремонт осложняется из-за санкций Ухудшится ли состояние инженерных сетей, ЖКХ из-за того, что часть оборудования, лифтов, труб - импортные, цены на них растут? Сергей Сохранов: В сфере капремонта действительно есть проблемы. Стоимость запланированного капитального ремонта, в том числе и замены лифтов, рассчитывалась в середине прошлого года. Фонды капремонта столкнулись с проблемой: конкурсы проводятся, но на них не заявляются подрядчики. В крупных городах, где большие объемы ремонтов, где подрядчикам не надо никуда уезжать, ситуация попроще. А вот в удаленных районах, за 200 км от центра, начинаются проблемы и с логистикой, и возможностью взять оперативно стройматериалы. Будут ли в этом году менять лифты, это ведь самая дорогая статья капремонта? Сергей Сохранов: В лифтах значительное число комплектующих - импортное. Импортозамещение здесь возможно, но должна перенастроиться система поставок. Почему подрядчики не выходят на конкурсы? Потому что они не могут гарантировать цены на период больше, чем одна-две недели. Сказать про то, по какой цене будут поставляться двигатели к лифтам в августе, пока не может никто. Поэтому есть опасение, что когда подойдет время установки оборудования, подрядчики,выигравшие тендер, не смогут закупить оборудование у поставщиков.